Два концерта — два настроения — один восторг

1 и 3 июня на Мальте состоялись два концерта современной классической музыки, проведенные в рамках ежегодного и уже ставшего на острове традиционным Мальтийского Международного Музыкального фестиваля. И хотя эти культурные мероприятия уже прошли, до сих пор осталось удивительное, если можно так выразиться, послевкусие…

Вернее, их даже два, этих послевкусия: музыкальные вечера получились совсем разными, начиная от программ и заканчивая весьма атмосферными концертными залами.

Концерт «Шедевры современной классической музыки: Пьяццола и другие» прошел 1 июня в зале им. Теми Заммита Средиземноморского концерент-центра в Валлетте. «Новое в старом» — так можно описать впечатления от интерьеров бывшего госпиталя рыцарей-иоаннитов, когда вместе с другими зрителями из огромного с высоченными потолками коридора попадаешь в небольшой уютный зал с мягкими креслами, расположенными амфитеатром. Слушатели идут чередой; среди них и наши соотечественники, и иностранцы, в том числе высокопоставленные — Посол Египта, Посол США, Посол Румынии и Болгарии на Мальте, директор Российского центра науки и культуры на Мальте, директор итальянского культурного центра, Министр культуры Мальты (что, впрочем, не редкость для музыкальных мероприятий, организованных Мальтийским Международным Музыкальным фестивалем). У входа в зал организаторы раздают стильно оформленные программки, можно также купить компакт-диски. (Здесь я не удержалась и сразу же приобрела CD c «Ночными молитвами» Гии Канчелли в исполнении Юлиана Милкиса и Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Марка Горенштейна — благодаря недавней беседе с прославленным кларнетистом я открыла для себя этого потрясающего грузинского композитора и, кажется, теперь хочу услышать все, что он написал…)

Обстановка в зале до начала концерта приподнятая и слегка возбужденная: все ждут появления мировых знаменитостей — Юлиана Милкиса (кларнет), Полины Осетинской (фортепиано) и Бориса Андрианова (виолончель). Мало того, что концерт с участием таких именитых музыкантов на Мальте редкость — это еще и европейская премьера выступления трио в таком составе. Наконец, свет приглушают…

…Когда я училась в музыкальной школе, на уроках музыкальной литературы нам включали пластинки с шедеврами мировой музыки и просили записать свои впечатления от услышанного. Полезный навык! Им я с тех пор постоянно пользуюсь на концертах — закрываешь глаза и рисуешь в своем воображении какие угодно картины, благо язык музыки демократичен и универсален. Но только не во время «Современных шедевров классики»! Именно на этом концерте я осознала, что живое выступление, и особенно выступление камерное — это не только праздник звука, но и самое настоящее театральное действо, в котором каждый исполнитель играет, помимо инструмента, и как актер, работая телом и даже мимикой! Так что привычно наслаждаться музыкой с закрытыми глазами просто не получилось: происходящее на сцене притягивало внимание не хуже кино детектива с лихо закрученным сюжетом…

В первом отделении «Шедевров…» прозвучали произведения И. Димова, Н. Роты, а также целый блок пьес стремительно набирающего популярность современного композитора Алексея Шора, с которым мы имели удовольствие беседовать в преддверии культурных мероприятий начала июня. Конечно, не обошлось без одного из самых популярных его произведений на сегодняшний день — «Метаморфоз» легендарной «Мурки» (слушатели ожидаемо были в экстазе!), однако мне до сих пор вспоминается другое — очень лирическая, глубокая, светлогрустная пьеса «Coming of age» («Старение»? Как там у Бродского: «Здравствуй, мое старение, крови медленное струение…») Несомненно, такая музыка могла выйти из-под пера очень талантливого — и очень мудрого — человека.

Второе отделение «Шедевров…» было целиком посвящено «Великому Астору» — аргентинскому композитору XX века Астору Пьяцолле, который известен в первую очередь как родоначальник стиля «танго нуэво», осовременившего легендарный жанр элементами джаза и классики. Слушая его музыку, я постоянно думала о том, как тысячу раз прав был Юлиан Милкис, посоветовавший слушателям непременно быть морально готовыми перед походом на концерт Пьяццолы! Его музыка — это боль, отчаяние, надрыв, и все это в ритме танго, в биении сердца его родной Аргентины. Равнодушным этот крик души, выраженный в звуке и гениально переданный исполнителями, оставить никого не может.

Исполненный на «бис» знаменитый «Обливион» сиречь «Забвение» завершил концерт, но не диалог между музыкантами и слушателями. Вообще, весь вечер меня не покидало такое ощущение, что я беседую «за жизнь» с интереснейшими собеседниками, незаурядными людьми, огромными талантами, и нахожу ответы на многие свои вопросы — то есть, не разговаривая буквально, в полной мере наслаждаешься драгоценной «роскошью общения»! И это именно то общение, от которого пьянеешь без вина.

Кажется, нечто подобное ожидало любителей музыки и на втором концерте… и все вышло совсем по-другому!

Программа «От барокко к джазу» прозвучала под сводами англиканского собора св. Павла в Валлетте (это его шпиль украшает хрестоматийный скайлайн мальтийской столицы). Вечерний свет, льющийся из стрельчатых окон в храм, жесткие скамьи с прямыми спинками, скромная и в то же время гармоничная атмосфера, типичная для интерьеров протестантских храмов, мгновенно сообщала зрителям совсем другой настрой. На прошлом концерте мы беседовали, а на этом — будем слушать и внимать… кому?

Программа этого концерта в исполнении Юлиана Милкиса, Полины Осетинской, а также Софии Нармания включала самые разные произведения: «чистое» барокко (И.-С. Бах, И. А Хассе) соседствовало с джазом (А. Темпльтон, Д. Хайман), современной классической музыкой (Г. Канчелли, А. Шор) и танго (К. Вайль). Впервые прозвучало в том числе произведение, вдохновленное Мальтой, а именно — «Баркарола св. Эльма», прекрасно исполненное Софией Нармания. Помня рассказ композитора Алексея Шора о том, как эта пьеса была написана, во время прослушивания неплохо представлялся ассоциативный ряд — форт св. Эльма в Валлетте, каменным кораблем плывущим по волнам в закат, флешбэк в его трагическую историю времен Великой Осады Мальты, и над всем этим — коварные огни св. Эльма… Да, это и есть часть мальтийской романтической культуры.

…Кажется, что гений места на протяжении всего концерта настойчиво требовал от музыкантов исполнить и то, что привыкли слышать эти стены и тот, чей дух в них обитает. И это было сделано: на «бис» дуэт Милкис — Осетинская подарил слушателям — да! — бессмертную шубертовскую «Аве Марию». Как это ни удивительно, сакральная музыка, даже такая сверхпопулярная, звучит на Мальте всегда свежо, причем вне зависимости от религиозных взглядов слушателя. Так что за абсолютно точный выбор финального произведения для завершения серии концертов современной музыки на Мальте исполнителям остается только стоя поаплодировать. Впрочем, это и так было сделано в до отказа заполненном соборе св. Павла!

Помимо музыкантов с мировым именем, посетившим Мальту в самом начале лета 2015 года, хочется выразить огромную благодарность организаторам этих во многом уникальных для острова культурных мероприятий — Европейскому Фонду поддержки культуры, Мальтийскому Международному Музыкальному Фестивалю, а также главному спонсору — Алексею Кононенко. Мы все с нетерпением ждем новых захватывающих встреч с музыкой в самом сердце Средиземноморья!

Автор: Александра Брехова
© Светлана Велла, 2015
Источник: russian-malta.com

Все материалы раздела «Пресса»


© 2007-2017 Полина Осетинская, Der Fliegende Hollander