13 МАЯ 2022 | Калининград | Кафедральный собор | Концерт «BAROQUE MUSIC В АВТОРСКОМ КИНО»
р.
р.
Обращение современного кинематографа к классической музыке – тема дискуссионная. Многие режиссёры и композиторы считали использование классики «запрещённым приёмом», который позволяет «спрятаться» за спину гения. По мнению Альфреда Шнитке, «гуляющая по множеству картин музыка выражает, прежде всего, недостаток инициативы. Классику используют, беря у неё взаймы спектр ассоциаций». Однако фильмы таких режиссёров, как Стенли Кубрик, Ингмар Бергман, Андрей Тарковский, Фрэнсис Форд Коппола, Ларс фон Триер и других доказывают, что классическая музыка может стать в коне картины культурной метафорой, важнейшим средством драматургии, вызывающим необходимые ассоциации и определяющим концепцию фильма.
Первое отделение концерта целиком посвящено музыке И.С. Баха, которая для многих режиссёров остаётся символом вечных ценностей и божественного начала.
Второе отделение концерта, прежде всего, посвящено историческим фильмам, в которых барочная музыка воссоздаёт атмосферу эпохи, культурный кон. Для исторических лент тщательная проработка соответствующего времени музыкального наследия давно стала нормой. ( Юлии де Клерк)
Программа
I отделение
Иоганн Себастьян Бах (1685 —1759) 1. Итальянский концерт для клавесина F-dur BWV 971 (1735) I. Allegro II. Andante III. Presto ( «Талантливый мистер Рипли», 1999; реж. Энтони Мингелла)
2. Органная книжечка (Orgelbüchlein) BWV 599-644 (1712 —1717) Хоральная прелюдия f-moll “Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ" ("Взываю к тебе, Господи”) BWV 639. Веймар, 1713 («Солярис», 1972; реж. Андрей Тарковский)
3. Токката для клавира №5 e-moll BWV 914 [1705—1714] («Пальцы», 1978; реж. Джеймс Тобак)
4. Соната №2 Es-dur для флейты и бассо континуо BWV 1031 II. Сицилиана (Siciliano) («Рассекая волны», 1996; реж. Ларс фон Триер)
5. Пассакалия и фуга c-moll для органа BWV 582 [1706—1713] («Крестный отец», 1972; реж. Фрэнсис Форд Коппола)
II отделение
Георг Фридрих Гендель (1685 —1759) 1.Сюита для клавесина №4 d-moll. II vol. HWV 437 [1703—1706] III. Сарабанда (Sarabande) («Барри Линдон», 1975; реж. Стэнли Кубрик)
2. Чакона c вариациями для клавесина №2 G-dur. II vol. HWV 435 (1705) («Осенняя соната»,1978; реж. Ингмар Бергман)
Генри Пёрселл (1659 —1695) 3. Граунд (Ground) c-moll для клавесина ZD 221 («Контракт рисовальщика»,1982; реж. Питер Гринуэй)
Жан- Филипп Рамо (1683 —1764) 4. Пьесы из Сюиты для клавесина №2 e-moll RCT II (1724) 5. «Перекликание птиц» (Le rappel des oiseaux) («4 дня во Франции», 2016; реж. Жером Рейбо) 9. «Тамбурин» (Tambourin) («Служанка», 2016; Пан Чхан Ук) 10. «Поселянка» (La villageoise)
5. Пьесы из Сюиты для клавесина №3 d-moll RCT III (1724) 1. «Нежные жалобы» (Les tendres plaintes) 2. «Солонские простаки» (Les Niais de Sologne) 3. «Вздохи» (Les Soupirs) 4. «Радостная» (La Joyeuse) 6. «Беседа муз» (L'Entretien des Muses) 8. «Циклопы» (Les Cyclopes) («Казанова», 2015; реж. Жан-Поль Жене)