пресса
Press
05/07/2017

Рецензия на спектакль "Неизвестный друг"

Признаюсь честно, крайне редко в последнее время испытываю в драматическом театре чувства иные, кроме разочарования и некоторой неловкости за взрослых людей, вынужденных так неумело и неталантливо зарабатывать на жизнь слабопрофессиональным и малокультурным дешёвым фиглярством на сцене... печально сознавать, что великие традиции русского репертуарного театра начали растворяться в океане жлобской коммерции, низменного вкуса, пошлости и вульгарности, вкрадчивой, ползучей цензуры тихой сапой, неуважения актёров и режиссёров к себе, друг к другу, к своей профессии, к искусству вообще, к нам, зрителям. Грустно понимать, что драматический театр по всему миру, не только в Европе и Америке, в это время живёт мощной, насыщенной жизнью, что его многообразие эстетик, школ, жанров, традиций и смысловых кодов обеспечивает ему и гарантирует возможность интенсивной жизни и мощного развития... Хотя, по-счастью, всё же иногда бывают неожиданные и очень редкие исключения. Они дают понять, что русский театр ещё жив. Правда, живёт этот театр вовсе не там, где на сцене теснятся пышные декорации и орды актёров бессмысленно толпятся, орут и натужно кочевряжатся в тщетных попытках создать какому-нибудь вполне умеренного таланта, но раскрученному и модному режиссёру ложную репутацию гонимого гения...

3 июля в Малом зале Петербургской филармонии, что на Невском проспекте в доме Энгельгардта, случилось мне пережить КАТАРСИС. Ощущение чрезвычайно редкое, но именно то , ради которого и существует искусство - искусство театра, в том числе. Актриса Ксения Раппопорт и пианистка Полина Осетинская играли спектакль "Неизвестный друг" по самому короткому рассказу в письмах И. Бунина (1923 г.) Написанные потрясающим, прозрачным , уже невозможным ныне русским языком, 14 писем неизвестной женщины неизвестному "знаменитому литератору", который никогда не встречал свою корреспондентку и не знаком с ней - это зов любви, повисший в безответном молчании... И даже не очень понятно, отправляла ли она эти письма. Первое письмо от 7 октября неизвестного года и последнее от 10 ноября. Месяц ли между первым и последним письмом, а может быть год, несколько лет или годы? Всё возможно, мы можем лишь предполагать по некоторым деталям в письмах. Да это и не столь важно, важно другое. В этих письмах рассказана простая и безыскусная история любви и жизни женщины. Благополучная, состоятельная русская дама, замужем за французом, трое детей, по состоянию здоровья живёт на вилле на берегу Атлантического океана в Ирландии - это тогдашнее европейское захолустье, край света... Из этой истории режиссёр - постановщик Валерий Галендеев, крупнейший мастер театрального сценического слова и всего, что с ним связано, и Ксения Раппопорт и Полина Осетинская непостижимым образом, из ничего сделали полуторачасовой шедевр, бриллиант тончайшей работы, изысканный и безупречный.

На слабо освещённой сцене (свет здесь особая история, его делал большой мастер Глеб Фильштинский, кажущаяся простота света здесь полна чувства и смысла) кресло с наброшенной шалью и раскрытый рояль. На этой сцене, в этом антураже актриса играет историю женского одиночества, рвущейся из глубины сердца огромной невостребованной любви и тоски о счастье, и понимание его невозможности... Ксения Раппопорт читает письма, а между ними звучит в исполнении талантливейшей Полины Осетинской музыка Чайковского, Рахманинова, Дебюсси, Равеля, Форэ, современных нам Антона Батагова и Павла Карманова. Это не просто музыкальное сопровождение, нет. И сама пианистка, и музыка, ею исполняемая, здесь не просто участники сценического действия, но персонажи пьесы, сочинённой режиссёром, полноправные партнёры актрисы, она обращается к ним, они "договаривают", доигрывают то, что не выражено словом, но прочувствованно и проживаемо актрисой.

Я не очень мистически настроенный человек, но уже давно готов поверить, что великая русская драматическая актриса Ксения Раппопорт быть может есть реинкарнация гениальной итальянской трагической актрисы Элеоноры Дузе... Она выходит на сцену, произносит первые два слова, у вас перехватывает горло и до конца спектакля вы сидите замерев, не шевелясь, только иногда успев смахнуть подступившую слезу. Актриса показывает такой высочайший уровень игры, такое владение мастерством полутонов интонации, тембра голоса, меняющегося от резкой смены настроений с хриплого низкого до колоратуры, такую сценическую свободу, безупречность манеры, вкуса. А как она обыгрывает огромный чёрный рояль, прижимается лицом, ласкает, как приникает к нему, раскинув руки, как надломленные и обессилевшие крылья, соскальзывает, почти стекает изысканно хрупким телом... В ней столько изящества, грации, женского очарования...она легко переходит от шутливого кокетства к драматическому накалу, а порой подлинному трагизму...

Две невероятно красивые и чувственные, благородные и умные, обворожительные и безупречно элегантные, с изящным, ненавязчивым намёком на эпоху, одетые (дизайнер Алина Герман) женщины присутствуют на сцене одновременно. Между ними явственно ощущается такое родство душ, отношения к жизни, схожесть женских судеб, такая энергетика и харизма наполняют их...То, что они делают на сцене неимоверно талантливо, красиво и проникновенно драматично, гипернасыщенно эмоционально... История одинокой и безответной любви, от робкого начала до драматичного разрыва, со вспышками ревности и тоски, полная при этом такой деликатности и такта, рассказанная в спектакле исполнителями с виртуозным мастерством и подлинным чувством, столь трогательна и трагична, но так понятна каждому, хоть однажды любившему, что не пережить , как я уже сказал, катарсис, почти невозможно... И если вы любите театр, то идите и смотрите...

P.S. Я очень надеюсь, что в следующем сезоне мы ещё раз увидим этот потрясающий музыкально-драматический проект продюсера Вячеслава Зильберборда...

Автор Никита Владимирович Кондрушенко.

Все материалы раздела «Пресса» →