ПОЛИНА ОСЕТИНСКАЯ

пресса

Press

Невероятно легким и наполненным светлой энергией исполнением Баха пианистка Полина Осетинская приковала слух публики к музыке барокко, прозвучавшей с такой новизной, какой давно не было в зале гамбургской филармонии!

"Музыка вообще ни в чем не виновата. Особенно музыка, написанная 100 лет назад и в довольно схожих исторических моментах. Шостакович, например, ждал ареста и сидел ночами, несколько месяцев, со сложенным чемоданчиком у лифта, чтобы, когда за ним придут, не разбудили его семью. Это реальность, в которой живут многие люди сейчас. Или Рахманинов, вынужденный покинуть Россию в связи с революцией. Но при этом функция музыки как великого утешителя сохраняется. В чем еще могут нуждаться люди в состоянии такого смятения, растерянности и огромного стресса, в котором они живут в последнее время?"

Прекрасный ноябрьский день, 12 ноября, в Нью-Йорке солнечно, дивная осенняя погода… И на 57-ю улицу течет толпа людей… В основном русскоязычных, но много и американцев, и прочих национальностей… И все они пришли послушать и посмотреть на замечательный дуэт – скрипача Максима Венгерова и пианистку Полину Осетинскую.

Блистательный дуэт скрипача Максима Венгерова и пианистки Полины Осетинской продемонстрировал самые разные грани их талантов в Карнеги-холле, куда исполнители пригласили слушателей на чудесный теплый праздник, посвящённый любви и дружбе.

18 мая в Даугавпилсском театре выступит пианистка Полина Осетинская. Она приезжала в Латвию ещё в ноябре прошлого года, исполнив в Риге программу «Музыка барокко в авторском кинематографе», которую теперь смогут услышать жители и гости нашего города.

Ее интервью у Кати Гордеевой посмотрели 1,6 миллиона человек. Что для музыканта еще ценнее – там же, на YouTube, Ре-минорный концерт Баха в ее исполнении услышали почти шесть миллионов. Но ту программу, что прозвучит в Риге, Полина не играла еще нигде. Это музыка странников, тех, кто по своей или злой воле вынужден был покинуть дорогие места.

Мне кажется, сейчас ни здесь, ни там никто не может сказать, что он думает на самом деле — если он думает как-то не так, как большинство.

Наверное, настоящий музыкант должен быть отмечен интеллектом и погружен в разнообразную культурную среду: живопись, литература, архитектура, кинематограф и сама музыка. Из этих бездонных глубин рождаются трепетные минорные лады и мощные торжествующие аккорды. Общаться с Полиной – истинное удовольствие. Она любезна, остроумна, интеллигентна и убедительна, что не исключает легкого флера недосказанности и тайны.

Осетинской барокко очень идёт. Она хорошо чувствует эту эпоху и стиль. Ей легко дается кружево сложнейших переходов. И нереальный темп, который она задает и выдерживает с самого начала, не давая ни себе, ни публике ни малейшей передышки. Но при этом сколько в этом душевной грации! Какая выдержка перед лицом испытаний, бывших и грядущих. «Что знает женщина одна о смертном часе? Клубится полог, свет струится ледяной». Осип Мандельштам как будто описал вчерашний концерт.

В ДК «Рассвет» состоялся вечер фортепианной музыки в рамках проекта Sound Up — «серии уникальных концертов для людей, которые интересуются новыми звуками и идеями». Пианисты Михаил Дубов, Владимир Иванов-Ракиевский, Полина Осетинская и Елена Мойсеенко выступили в двух концертах попарно в формате диалогов.

Особое отношение Осетинской к музыке Рахманинова ощущалось уже с первых, всем известных аккордов сочинения – это было невероятно обдуманная, осмысленная интерпретация, наполненная личными чувствами, переживаниями, невысказанными словами. Отсюда и достаточно свободные темпы, которые маэстро Мастранджело аккуратно подхватывал и в целом ориентировался на солистку.

Пианистка, чьё имя уже давно узнаваемо и уважаемо во многих странах мира, рассказала «Петербургскому дневнику» о силе духа, о том, что лежит в основе формирования личности человека, и новой музыкальной программе.

Это шкатулка с секретом: вот вариация, где есть явное влияние итальянского lamento, вот вариация, в которой угадывается танцевальная бытовая основа — например, полонез; вот неистощимая, блестящая фантазия Баха путем космического родства душ здесь предвосхищает моцартовские сонаты или фортепианные концерты. Здесь есть ВСЁ. Эти тридцать вариаций, следующих за Арией и замкнутые в железное кольцо формы ею же для меня есть символ бесконечности. Мер времени для этой музыки нет. Только вечность, которая всегда в запасе у Бога.

В музыкальном спектакле режиссера Романа Габриа «Дягилев. Последние дни» со страниц воспоминаний и портретов сошли Дягилев и Мися Серт, его французская подруга-пианистка. В этой роли дебютировала на драматической сцене пианистка Полина Осетинская. Спектакль стал послесловием проекта выставки «В круге Дягилевом» и отдаленным эхом фестиваля «Дягилев. P. S.».

По словам замечательной пианистки только произведения Скрябина и Аренского в полной мере соотносились с этим названием. Композиции Рахманинова, Метнера и Прокофьева никак элегантными не назовёшь. Мне исполнение понравилось ОЧЕНЬ. На нашей ленте много и восторженно писали об этой программе. Добавлю только несколько слов.

Осетинская – пианистка с превосходной, непринужденной техникой и необыкновенно красивым звуком - играла с полуопущенной крышкой рояля, что в наши громкие и напористые времена редкость. Зато скрипачу не пришлось бороться с могучим «Стейнвеем», форсируя звук, и это оказалось особенно верно для Моцарта и для Фантазии Шуберта с ее магическим, «из глубин души» началом, щемящей лирикой центрального эпизода и светящимися красками финала, где Осетинская просто заворожила струящимися, воздушной легкости пассажами. Правда, страсть и драма этой музыки оказались слегка затушеваны.

Расскажу больше про игру Полины. Это - ЧУДО! Такого мягчайшего, и ясного как катящийся, по бархату, жемчуг звука, я не слышала ни у кого. Просто монументальную Фантазию Шуберта, слушала, не дыша, впервые. Тот же чудесный звук, а какое великолепное начало, на тоньчайшем пианиссимо, возникшем, как бы из ниоткудо и ведущим к вступлению скрипки. Культура звука, у Полины, замечательная, не могла не вспомнить пианизм лучших музыкантов прошлого века. Даже в самых драматических фрагментах, она ничего не форсирует, а напряжение не спадает.

Диск записан на рояле Steinway, и это сегодня удивительный факт. Когда все повально увлечены аутентикой, Полина плывет против течения: играет музыку барокко на современном инструменте. Скажу больше: она как бы заново открывает нам глаза на его необыкновенные способности ярко, полнозвучно – то как оркестр, то как орган – раскрыть музыку XVIII века.

Невероятный внутренний пульс железного прокофьевского ритма, ритма абсолютной неотвратимости, бешеная энергетика и темперамент при сохранении глубокого и насыщенного, а не вкалачиваемого в рояль, как у многих весьма известных музыкантов, звука на фортиссимо, абсолютное ведение и интонирование прокофьевской мелодии, полное сохранение и контроль баланса регистров. А ещё удивительное чувство времени, отличающее больших музыкантов.

То, что делала с роялем Осетинская, было поразительно. Изумительный жемчужный звук, и глубокий, и мягкий, растворяющееся пианиссимо, невероятно свободное дыхание rubato, изысканнейшая тонкая, выразительная и гибкая фразировка, полная перемен и перепадов настроения, создавали тот неповторимый упоительный шопеновский лиризм, делающей музыку польского гения бессмертной, пока сердце человеческое будет способно любить и страдать, тосковать и радоваться.

Счастье есть. Сомнений быть не может, в этом убедились абсолютно все счастливые избранники небес, оказавшиеся вчера на концерте в БЗФ.

Несколько пьес исполнила Полина Осетинская, снискав восторженный и заслуженный успех у публики. В своем сценическом амплуа дуэт Осетинская-Гориболь абсолютно естественен и притягателен, полон артистического и человеческого обаяния. Об артистическом амплуа музыкантов одним словом и не скажешь. Любой эпитет кажется недостаточным и не исчерпывает яркого впечатления от общения с ними. Исполнение их всегда наполнено искренним чувством, звуковая линия, полная силы и темперамента, пластична, подобно танцевальному движению. Звучание дуэта всегда рождает ассоциации с хореографией — когда классической, когда современной. Всякий звуковой образ будто вылеплен хореографом, претворен в пластике танца. Кажется, что каждый музыкальный характер «прописан» телесным движением.

Сегодня я решил поступить несвойственным мне образом — выставить на портале старую свою статью, и, более того, делаю это с особым удовольствием. С тех давних пор, когда в Одессе в последний раз побывала великая и независимая Полина Осетинская, а я сподобился, как теперь кажется, довольно-таки неуклюже, выразить свое восхищение ее игрой, прошло уже достаточно много времени. Но это ничего не значит.

3 июля в Малом зале Петербургской филармонии, что на Невском проспекте в доме Энгельгардта, случилось мне пережить КАТАРСИС. Ощущение чрезвычайно редкое, но именно то , ради которого и существует искусство - искусство театра, в том числе. Актриса Ксения Раппопорт и пианистка Полина Осетинская играли спектакль "Неизвестный друг" по самому короткому рассказу в письмах И. Бунина (1923 г.).

Она устала с дороги и чуть напряжена — мне приходится сначала объяснить, за что я ее люблю, чтобы вызвать доверие. И все равно она полузакрыта и в сферу личных вопросов впускает очень неохотно. Полина Осетинская — человек с судьбой, поломанной несколько раз надвое, автор книги «Прощай, грусть» — продолжает грустить в своих неописуемых фортепианных исполнениях.

Каковы правильные пропорции алгебры и гармонии в музыке, почему женщинам не надо бороться со своей натурой, чем нотные магазины напоминают золотые прииски, а пианисты — киборгов, рассказала пианистка Полина Осетинская.

Когда художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис объявил о новом формате симфонических концертов — «концерт-энигма», ни у кого не было сомнений, что начинание будет удачным: в Перми меломаны давно уже идут не на программу, а на исполнителя — в данном случае ставка была сделана на оркестр MusicAeterna, дирижёра — самого Курентзиса и солистку Полину Осетинскую.

Благотворительные мероприятия, где гуманная цель соединяется с безупречно академичным содержанием, случаются довольно редко. И чтобы исполнители — все как на подбор «первачи», согласившиеся участвовать бесплатно, но играющие с полной отдачей. Таков был ставший традиционным концерт «Встань и иди» 3 октября в Большом зале Московской консерватории, проводимый продюсерским центром «Арт-Брэнд». Весь сбор от него перечисляется в фонд «Адреса милосердия» для помощи детям с ДЦП.

Музыка Леонида Десятникова на Левитановском фестивале. VIII Левитановский фестиваль в Плесе вторым после Перми отметил предстоящий юбилей композитора Леонида Десятникова. В сочинения автора, ставшего одной из ключевых фигур в русской и европейской музыке конца XX- начала XXI века, как это видится не только с волжского берега, на фестивале вслушивалась Юлия Бедерова.

Его событием стал юбилей композитора Леонида Десятникова. Вы, Федор Иванович, чего доброго, и живописью занимаетесь?" — спросил как-то Левитан Шаляпина, на что последний ответил, что только на собственной шкуре, намекая на свою способность гримироваться« — эти строки из мемуаров прочтет в предстоящие выходные актриса Ксения Раппопорт со сцены Левитановского зала в Плесе, окна которого выходят прямо на набережную Волги.

1 и 3 июня на Мальте состоялись два концерта современной классической музыки, проведенные в рамках ежегодного и уже ставшего на острове традиционным Мальтийского Международного Музыкального фестиваля. И хотя эти культурные мероприятия уже прошли, до сих пор осталось удивительное, если можно так выразиться, послевкусие…

Традиционный Дягилевский фестиваль, который проводится в Перми с 2003 года, открылся 21 мая 2015 года захватывающей мировой премьерой двух спектаклей на музыку Д. Шостаковича: на сцене Пермского театра эффектно и убедительно были представлены неоконченная одноактная опера «Оранго» и балет «Условно убитый».

Полина Осетинская входит в число наиболее харизматичных молодых музыкантов, чьи творческие достижения оцениваются в комплексе с незаурядными личностными качествами. Но на аудиторию производит впечатление не только история девочки-вундеркинда, преодолевшей множество проблем и несмотря ни на что вышедшей на международную арену — гораздо более впечатляют нестандартность ее музыкального мышления, подлинная виртуозность, редкое обаяние и магнетизм.

Безупречный стиль, как в образе пианистки, так и в её музыке — это отмечают и музыкальные критики, и те, кому когда-либо приходилось встречать Полину Осетинскую. Спустя час после приезда во Владимир, она уже охотно дает интервью местной прессе. В нашем городе пианистка впервые. На сцене филармонии она представит новую программу, где прозвучат известные итальянские композиторы: Респиги, Нино Рота, Пуленк, Малер.

13 февраля в Концертном зале Мариинского театра Полина Осетинская представит программу «Импрессионисты и новая простота». Концерт откроют произведения Клода Дебюсси и его ученика испанца Федерико Момпу; основная часть программы – сочинения современных прибалтийских авторов Аарво Пярта, Петериса Васкса и Георгса Пелециса, мало известных петербургской публике – по мнению Полины Осетинской, совершенно незаслуженно. Накануне концерта знаменитая пианистка рассказала о том, как и почему она составляла данную программу, каковы её отношения с эстрадной музыкой и почему она до сих пор любит концерты как зритель и слушатель.

Теодор Курентзис, говоря о программе предстоящего Дягилевского фестиваля, обозначает две цели: с одной стороны, провести в Перми форум, события которого были бы интересны любому жителю Парижа, Берлина или Лондона, с другой — присягнуть на верность духу Дягилева, «который всегда вел поиски новых форм, новых идей и смыслов в искусстве».

Пианистка, которая 22 апреля сыграет в Москве концерт в поддержку общественного расследования по «Болотному делу», рассказала ОЛЕГУ КАШИНУ о том, почему академические музыканты становятся общественными активистами.

В прошлом номере нашей газеты было напечатано интервью с пианисткой Полиной Осетинской, которую мы ждем в Литературном салоне Аллы Дехтяр 17 марта. С любезного разрешения Полины сегодня мы предлагаем вниманию читателей два ее эссе.

Осетинская – пианистка с превосходной, непринужденной техникой и необыкновенно красивым звуком - играла с полуопущенной крышкой рояля, что в наши громкие и напористые времена редкость. Зато скрипачу не пришлось бороться с могучим «Стейнвеем», форсируя звук, и это оказалось особенно верно для Моцарта и для Фантазии Шуберта с ее магическим, «из глубин души» началом, щемящей лирикой центрального эпизода и светящимися красками финала, где Осетинская просто заворожила струящимися, воздушной легкости пассажами. Правда, страсть и драма этой музыки оказались слегка затушеваны.

Левитановский фестиваль в Плесе отметил пятилетний юбилей в новом концертном зале "Левитан-холл". Рассказывает Юлия Бедерова.

Пятый музыкальный Левитановский фестиваль в Плесе под руководством пианиста Алексея Гориболя прошел в новом концертном зале, появившемся по соседству с Домом-музеем Исаака Левитана.

Одна из главных проблем классической музыки в провинции — отсутствие залов с приличной акустикой. В Плесе, где уже пятый год бизнесмен Алексей Шевцов и пианист Алексей Гориболь организуют фестиваль камерной музыки, до сих пор обходились уютным, но глуховатым Дачным театром имени Шаляпина.

В Казани на международном фестивале «Белая сирень» завершился второй день. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан вчера представил публике Второй концерт и Вторую симфонию Сергея Рахманинова. Оба произведения стали творческим возрождением композитора после скандального провала премьеры Первой симфонии. Фортепианный концерт №2 сегодня одно из самых популярных музыкальных произведений в мире, он есть в репертуаре всех выдающихся пианистов. В Казани вчера его исполнила Полина Осетинская.

Сонаты Моцарта — Грига — новый проект блестящего фортепианного дуэта Алексея Гориболя и Полины Осетинской, представленный в камерном зале Дома музыки. Пианисты меняются местами, но Моцарт всегда задает тон, а Григ вторит, прислушиваясь и выводя замысловатые контрапункты, добавляя голоса, усложняя гармонии, обставляя пустоты предметами пышности и роскоши.

Программа «Италомания» известной пианистки Полины Осетинской в Камерном зале Дома музыки была одинаково удивительна и по смыслу, и по исполнению. На первый взгляд принцип составления программы казался продолжением «географической» продукции, известной с давних времен по филармоническим будням. «Музыка Вены», «Музыка Франции» и так далее регулярно наполняют концертный календарь. На самом деле «Италомания» сделана не по иллюстративно календарному принципу, но по ассоциативному, причем ряд ассоциаций-комментариев строго персонализирован и больше похож на литературную эссеистику конца ХХ века, чем на главу филармонического учебника по музыкальной географии.

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 3 декабря прошел очередной концерт, посвященный году Франции в России. Французский дирижер Даниэль Кавка представил петербуржским слушателям произведения Яниса Ксенакиса «Jonchaise», «Ночи в садах Испании» Мануэля Де Фальи для фортепиано с оркестром, где партию фортепиано исполнила Полина Осетинская, а также музыку из балета Флорана Шмитта (Florent Schmitt) «Трагедия Саломеи». Концерт получился весьма контрастным, разноплановым и неоднозначным.

О пианистке Полине Осетинской написано немало — достаточно открыть любую поисковую систему в интернете, внести ее имя, и откроется масса сайтов, в том числе и персональный, на которых имеется самая разнородная информация о ней.

337-й день рождения Людвига ван Бетховена Петербург отметил концертом оркестра One Orchestra под управлением Владислава Песина с командой солистов — пианисткой Полиной Осетинской, скрипачом Назаром Кожухарем и виолончелистом Александром Бузловым. Поздравления музыкантов великому венскому классику в Смольном соборе разделил Владимир Ранеев.

На фестивале "Дмитрий Шостакович. Избранное" в Государственной капелле Санкт-Петербурга выступили пианисты Полина Осетинсткая и Лукас Генюшас.

В творчестве бесконечно нащупываешь дорогу, бьешься в стенку, открываешь разные двери. Иногда тебе кажется, что этот путь единственно верный, а иногда видишь миллион подходов, возможностей сделать абсолютно по-разному.

Молодость и талант подкупают. Красота притягивает. Именно это испытываешь, когда слушаешь игру Полины Осетинской. Оторвать взгляд от нее невозможно. Это как наваждение, как гипноз... Я познакомился с Полиной на телевидении, на записи программы Виктора Топаллера Перекресток. Мне импонирует ее деликатность в вопросах, которые касаются ее отца, мне нравится непосредственность, с которой она держится. Я восхищаюсь ее виртуозной игрой. И еще мне кажется, что она очень одинока, как бывает одинока снежная вершина, которой иногда касаются солнечные лучи. Но, может быть, я ошибаюсь?

Полина Осетинская - пианистка. Никогда, за одним исключением, принципиально не участвовала в конкурсах, противник конкурсной системы. Лауреатских званий нет. Единственное звание - премия "Триумф". Малый - до 35 лет. Сыграла за свою еще молодую жизнь более 1000 концертов в Европе, Азии и Америке.

Бывает, жизнь выстраивает сюжеты почище любого кино. Сначала в редакцию вихрем ворвался Олег Осетинский. С буйной седой шевелюрой, лицом яицкого атамана, в желтой тишортке, выглядывавшей из-под смокинга, поверх шерстяная попонка в форме жабо, на ногах сапожищи-луноходы, на голове шапка албанского партизана, он произвел тревожное впечатление на англоязычную часть редакционной администрации, которая забеспокоилась за сохранность кэша. Пришлось объяснять, что это маститый московский кинодраматург и литератор, что российская богема вообще слегка бомжевата и что не так страшен Осетинский, как он себя презентует.

На сцене — это самое истинное, самое искреннее и самое правдивое существование из всех, которые когда-либо бывают в жизни. В этот момент обмениваешься большим энергетическим валом с людьми, которые сидят в зале. И с композитором, и с Богом, и с роялем, и сама с собой. И когда все энергии стекаются в одной точке, то есть в тебе, это совершенно волшебное ощущение.

Полина Осетинская с любовью пригласила в минувший понедельник друзей и журналистов на презентацию своего первого сольного ' диска в ресторан Мариинского театра. С подробностями корреспондент Ъ" АННА ПЕТРОВА.

Ее часто называют петербургской пианисткой, несмотря на то, что родилась и выросла Полина Осетинская в Москве. И так уж получается сегодня, что оба города стали для нее родными. Но все же, будем протокольными, прописана Полина в Марьиной роще, признаем в ней москвичку, хотя северная столица дала полина архосновное музыкальное образование и признание в профессиональной среде. Впервые я увидел ее тринадцатилетней девочкой на сцене Коктебельского Дома творчества писателей. Через пару лет мы познакомились, и вот уже десять лет дружим...

Конечно, надо как-то видоизменять классическую музыку, что-то делать для того, чтобы реанимировать ее в ушах слушателей. Но я за то, чтобы делать это в большей степени музыкальными способами, нежели какими-то другими. Например, Гидон Кремер доказал, что можно именно и только музыкальными средствами реанимировать Времена года Вивальди, которые без содрогания слушать было уже практически невозможно. На последнем его концерте в Большом зале я поняла, как должна звучать музыка в XXI веке, и для этого не обязательно запускать в зал птиц, заколачивать колодки в рояль или устраивать какие-то световые галлюцинации.