Вместе с тем в ярких пантомимных эпизодах Алексей Мирошниченко предстаёт мастером лаконичных портретных характеристик, начиная со сцены продажи мороженого. Кульминация же такой характерной пантомимы — это остро гротескная иллюстрация Бейбуржуева (Сергей Мершин) к инструкции по гражданской обороне, звучащая без музыки, под магнитофонную запись: «Советский Союз находится в капиталистическом окружении. На всём земном шаре мы пока единственная страна социализма. Умирающий капитализм не уступит без боя…» При этом военрук пафосно и вместе с тем уморительно смешно имитирует признаки химического отравления, грозит империалистам нецензурным жестом и демонстрирует приёмы обращения с противогазом.
В этот же вечер на сцене театра исполнялась программа Slow music, которую составили медленные части фортепианных концертов от Моцарта до Равеля (солист Антон Батагов, оркестр Musicaeterna, дирижёр Теодор Курентзис).
Концерт проходил не только в полной темноте, но и без аплодисментов. «Сегодня мы не будем играть, мы будем думать», — говорит Теодор Курентзис. — «Мы стараемся подойти к этой музыке с точки зрения медитативности. Когда мы занимаемся и учим произведение, мы используем медленные темпы, словно бы повторяем по слогам. В этом есть ритуальность, открывается какой-то невероятный простор, где вдруг обнаруживаешь какие-то элементы, чувства, видения… значимость этого текста становится другой».
В Органном зале прошёл камерный концерт из музыки Десятникова. В нём прозвучали «В сторону лебедя» для двух роялей (А. Гориболь и Л. Десятников), недавно созданное для одноимённого московского фестиваля сочинение «Возвращение» для гобоя, кларнета, двух скрипок и виолончели (в исполнении музыкантов MusicAeterna), в котором использована тема средневековой японской музыки. В концерте был исполнен фортепианный квартет «По канве Астора», созданный для Гидона Кремера. Во втором отделении камерного вечера прозвучали «Песни советских композиторов к кинофильму „Москва“» (солистка — Моника Санторо).
В заключительном симфоническом концерте исполнили вокальный цикл Десятникова «Путешествие Лисы на Северо-Запад» (солистка — Венера Гимадиева) и сюиту «Эскизы к закату». В вокальном цикле, написанном в 2007 году и впервые исполненном в Екатеринбурге, мифологические образы Петербурга сочетаются с образами китайской поэзии и изысканной философской лирикой (стихотворения Елены Шварц претворяют образы сборника «Лисьи чары» китайского поэта XVII века Пу Сун-Линя).
«Я уже 40 лет живу в Петербурге, говорит Л. Десятников. — Я пытался противиться мифу Петербурга и петербургской культуры, но невозможно этому сопротивляться — миф Петербурга неизбежно накладывает отпечаток». Сюита «Эскизы к закату» создана по музыкальным материалам к фильму Александра Зельдовича «Закат». Здесь цитируется малеровская тема Adagietto из Пятой симфонии, но в эстетике эстрадно-джазовой музыки, в ритмах танго; среди цитат также — темы из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, Прелюдии g-moll Рахманинова и популярной мелодии «Семь-сорок», в целом же в сочинении создаётся изысканный пейзажный колорит, «шарм» утончённой «вечерней» музыки.
Так, отмечалось, что любимейшим сочинением Шостаковича, которое композитор взял бы с собой на необитаемый остров, была «Песня о земле» Густава Малера. Тему из Пятой симфонии Малера цитирует Л. Десятников в сочинении «Эскизы к закату».
Пятая симфония Малера прозвучала в исполнении интернационального Фестивального оркестра из 115 музыкантов. Дирижёр говорит о знаменитой теме Adagietto: «Если бы я сам написал эту музыку, я бы стеснялся это делать так лично, беззащитно в крайней форме, так трепетно». Сочетание эмоциональной стихийности, увлекающей экспрессии и лирической глубины, звуковой насыщенности и тщательного интонирования каждого мотива — отличало интерпретацию Теодора Курентзиса.
Заключительный симфонический концерт из сочинений Малера и Десятникова стал убедительным завершением фестивальной программы, которая отличалась органичным сочетанием классической глубины и серьёзности — с артистичным, изысканным претворением жанров «лёгкой музыки».
Автор: Вера Савинцева
Фото: Антон Завьялов, Эдвард Тихонов, Павел Семянников
Источник: belcanto.ru