пресса
Press
13/03/2000

Петербургская москвичка

Фото А. Бисинбаева

Ее часто называют петербургской пианисткой, несмотря на то, что родилась и выросла Полина Осетинская в Москве. И так уж получается сегодня, что оба города стали для нее родными. Но все же, будем протокольными, прописана Полина в Марьиной роще, признаем в ней москвичку, хотя северная столица дала основное музыкальное образование и признание в профессиональной среде. Впервые я увидел ее тринадцатилетней девочкой на сцене Коктебельского Дома творчества писателей. Через пару лет мы познакомились, и вот уже десять лет дружим...


- Детство мое прошло в Москве, и первые музыкальные шаги я делала именно здесь, сначала под руководством моего отца, затем поступив в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но в 12 лет, в прямом смысле слова, сбежала из дома и уехала в Ленинград, где надеялась провести несколько месяцев. Но так получилось, что задержалась там на десять лет... Закончила школу при Петербургской консерватории, потом - экстерном - в 1998 году саму консерваторию. И все эти годы я занималась с педагогом Мариной Вольф

.

- Значит, твое настоящее, второе, профессиональное становление как музыканта состовлось именно в Санкт-Петербурге. Что же вернуло тебя на родину?


- В этом году я заканчиваю аспирантуру при Московской консерватории...


- Насколько мне известно, официально ты прописана в СВАО. Почему ты там не живешь?


- Это обычная бытовая история. Мне принадлежат две комнаты в коммуналке на Сущевском валу. Но они, как и сама квартира, находятся в аварийном состоянии, дом был определен сначала под снос, теперь стоит в очереди на капремонт с 80-го года. В квартире невозможно жить, поскольку там очень сыро и, если дотронуться пальцем до стены, то от нее начинает отлетать штукатурка...


- И что, с 80-го года без перемен?


- Да. Когда несколько лет назад я пыталась обменять комнаты, этот ведомственный дом переходил в ведение города, и все операции были запрещены. Так что вопрос бесконечного путешествия из Петербурга в Москву остается открытым, потому что здесь у меня нет дома в моем понимании.


- И просить помощи не у кого?


- К сожалению, для сегодняшнего дня в моем характере есть такая черта, что мне трудно просить кого бы то ни было о чем бы то ни было. Было много ситуаций, когда я просила за своих друзей, но не пользовалась знакомством, чтобы что-то получить для себя...

Вполне понятно, что эти трудности прежде всего мешают творческой деятельности музыканта. И хотя в северной столице концертов Полины Осетинской было несравнимо больше, московские любители классической музыки все же слышали ее выступления и на сцене Большого зала Московской консерватории, и на сцене Рахманиновского зала. Участвовала она и в благотворительных вечерах в музее Пушкина, не раз играла в Овальном зале "Антрепризы МСМ... Но питерские зрители могли видеть Полину в динамике, отследить ее музыкальный рост, а Москва запомнила ребенком-вундеркиндом, лауреатом многих международных конкуррсов и степендианткой премии "Новые имена России", а потом узнала сразу зрелой пианисткой.


- Твое последнее мартовское сольное выступление в Малом зале консерватории, когда ты блестяще исполнила 10 прелюдий Рахманинова и сонату Прокофьева, было аншлаговым... Несмотря на то что афиши развесили только за пять дней до концерта и только в районе Большой Никитской...


- Любому исполнителю, который выходит на сцену и играет музыку, нужен менеджер. Артист должен только соответствовать уровню, на котором ему предлагается выступить.

Так сложилось, что у нас в стране нет института менеджмента классических музыкантов, и исполнители вынуждены сами ходить по инстанциям, выпрашивать себе залы, выбивать репетиции, ссориться по поводу того, кто должен развешивать афиши: администрация или сам исполнитель... Доходит до курьезных случаев, когда музыкант, не получая гонорар за выступление или получая, но мизерный (что, к сожалению, стало печальной практикой в нашей стране), тем не менее должен сам платить за афиши. Когда мои дела вел менеджер, моя концертная деятельность была более насыщенной, упорядоченной и организованной, но, к сожалению, его теперь нет в этом мире... И сегодня мне приходится ездить на гастроли, как за рубеж, так и по стране, давать концерты в Питере и Москве, но весь этот промоушн тащить собственноручно. Это прибавляет усталости, отвлекает от творчества. Ведь мои концерты -это работа, та же работа, что и у людей других специальностей, только еще и требующая постоянной, скажем, тренировки.


- Не обидно, когда такая ситуация складывается на фоне разросшегося шоу-бизнеса и псевдодиректоров, которыми кишит эстрада?..


- Обидно - не то слово. Очень многих классических музыкантов мы потеряли, многих молодых и талантливых пианистов, скрипачей эта система вынудила уехать из России. Они живут на Западе и имеют возможность играть концерты в тех залах, в которых хотят, потому что их туда приглашают, их там ценят, им платят гонорары, и они имеют возможность вести нормальную полноценную человеческую жизнь серьезного музыканта.


- Но ты держишься - в отличие от тех, уехавших за границу...


- Мне не раз предлагали продолжить карьеру на Западе или в Америке, обещая востребованность и человеческое отношение к моему труду. Но я не хочу уезжать У меня вышли два компакт-диска, с каждым из которых связана своя странная история, подробности чего долго объяснять... Более актуален сегодня выпуск третьего, но уже сольного альбома. Я его записала в декабре 1999-го и искренне надеюсь, что уже в июле - августе этого года диск дойдет до любителей классической музыки.


- А что, кроме музыки? Книги, театр, путешествия...


- Все мои интересы лежат в сфере искусства: я обожаю драматический театр, очень люблю балет, счастлива, что в Питере я останавливаюсь недалеко от Ма-гЗиинки и у меня есть возможность бывать там почти на всех премьерах. Что касается другой сферы, то люблю играть в бильярд. Рада, что в Москве появилось много мест, где можно (безопасно для себя) провести время. Люблю море и солнце.


- Мы о личной жизни будем говорить?


- Думаю, не стоит.


- Тогда, как у любого творческого человека, спрошу о планах.


- Мой главный план на этот год - это моя программа, посвященная объединению творчества двух композиторов, которых считаю вполне равновеликими. В этом году очень широко в мире и в Москве, в частности, отмечается 250 лет со дня смерти Баха - это фестивали, концерты, монографические программы... За этой бахинианой скрылась другая дата - 25-летняя годовщина смерти Шостаковича. И на данный момент я единственная, кому пришло в голову объединить этих двух корифеев в одну программу. Она связана с приверженностью каждого из композиторов зашифровывать в нотах своих произведений первые буквы собственных имен.

(Кстати, премьера состоялась 25 апреля в Малом зале Петербургской филармонии, а 8 июня ее должны были услышать московские слушатели, но концерт Полины Осетинской в Рахманиновском зале был отменен.)


- Наверно, тяжело назвать самых любимых авторов произведений. А есть ли у тебя кумиры среди исполнителей?


- Кумиров нет. Но у меня в жизни были сильнейшие художественные впечатления, которые я получала от того или иного исполнителя. Как это было в случае с Рихтером, в случае с Мартой Аргерих, с дирижером Шолти, с пианистом Погореличем... Их игра является определенным толчком и стимулом, чтобы делать что-то свое. Есть любимые пианисты, которые мне очень нравятся, у которых я учусь, но я не назвала бы их кумирами Кумир - это тот, кому ты пытаешься слепо подражать, а именно подражание я и не принимаю.


- Хорошо, а что с планами после окончания московской аспирантуры? Преподавать?


- Преподавание меня пока не интересует. Хотелось бы заниматься сольной карьерой, пока есть возможность.


- Вернешься в Питер?


- Не знаю. Может, останусь здесь. Был период, когда я вообще разлюбила Москву. Когда я сюда приезжала из Питера и видела яркий контраст между изяществом, размеренностью и спокойствием Петербурга и ярмарочным размахом первопрестольной, то этот город уже совершенно не напоминал Москву моего детства. И возвращение сюда мне давалось не просто, даже тяжело. Но сейчас я полюбила ее заново, потому что открыла для себя многие места, которых не знала раньше Тем более что здесь по-прежнему живут мои бабушка и тетя. Моя мама тоже коренная москвичка. Конечно, при первой возможности, на праздники я с удовольствием езжу в Питер.


- У группы Земляне есть песня Две столицы, которая посвящена, соответственно, Москве и Петербургу, и там есть такие строки: В Москве всегда Фонтанка снится и снится в Питере Арбат... У тебя есть любимые уголки столицы?


- Достаточно традиционные, наверное. Бульварное кольцо от Гоголевского до Покровки, сеть переулков между Тверской и Новым Арбатом, Патриаршие и Чистые пруды. Я же родилась в Богословском переулке, в районе Большой Бронной.


- У тебя в этом году юбилей...


- Даже два. Мое 25-летие и 20 лет творческой деятельности.


- Ну что ж, это серьезно. Поздравляю.


Оксана Мерзликина, Петербургские новости.


Все материалы раздела «Пресса» →