Press
пресса
10/05/2023

«Мне хотелось бы, чтобы музыка объединяла как можно больше людей»

Фото Александры Муравьевой
18 мая в Даугавпилсском театре выступит пианистка Полина Осетинская. Она приезжала в Латвию ещё в ноябре прошлого года, исполнив в Риге программу «Музыка барокко в авторском кинематографе», которую теперь смогут услышать жители и гости нашего города.
«‎‎Чайка»‎‎ поговорила с пианисткой и узнала, что связывает её с Латвией, каково играть перед незнакомой аудиторией и почему она не отказывается от исполнения музыки русских композиторов.

Самые тёплые и цветочные воспоминания

С нашей страной у Полины Осетинской связаны самые тёплые воспоминания – здесь она сыграла свой дебютный концерт с оркестром.
«‎‎Рига – это важный город для моей творческой биографии, потому что во времена СССР мы очень часто туда приезжали, очень часто там бывали. В Риге я дала свой первый концерт с литовским камерным оркестром, а затем приезжала сюда с сольными концертами»‎‎, – рассказывает пианистка.
До приезда в Ригу осенью 2022 года последний раз Полина Осетинская посещала нашу страну в 2016 году. На сольном концерте она исполнила циклы «Детский альбом» и «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Концерт тогда организовывал Николай Солодников, муж Екатерины Гордеевой. Как вспоминает тот концерт сама пианистка, «‎‎первое отделение было такое полу-детское, а второе – полу-взрослое»‎‎.
До этого пианистка была в Латвии ещё в студенческие годы. Но она отмечает: нашу страну всегда отличал «‎‎какой-то иной колорит»‎‎.
«‎‎В Ригу я приезжала чаще, чем в другие места, а в Латвию – чаще, чем в другие страны Балтии. У меня всегда было много друзей здесь.

Я наблюдала, как из части СССР Латвия превращалась в отдельное государство – очень милое, очень уютное. Она всегда менялась в лучшую сторону, при этом – сохранила немало памятников архитектуры, старинных построек, старых городов.

Отдых здесь всегда был эстетическим удовольствием»‎‎, – признаётся Полина Осетинская.
Кроме архитектуры и истории пианистка была в восторге от Рижского рынка, а точнее – его цветочного предложения.
«‎‎Замечательный цветочный базар Рижского рынка! Я вспоминаю, как в год, когда мы с моей педагогом Мариной Вольф и другими студентами приехали сюда, после концерта я пошла и на весь свой гонорар купила цветы на рынке. На следующий день, когда мы должны были возвращаться обратно, всё купе было буквально забито цветами. И это были не те цветы, что нам подарили зрители. Это были цветы, которые я подарила своему педагогу. Она, правда, очень ругалась, но мне хотелось подарить ей всё»‎‎, – рассказывает Полина Осетинская.

Возвращение в Даугавпилс и новые слушатели

Кроме Риги пианистка посещала с концертами Даугавпилс, Резекне, Лиепаю. Правда, было это очень давно – ещё в 80-е годы.
«‎‎Даугавпилс я посещала ещё девочкой»‎‎, – говорит она и не скрывает, что посещение нашего города будет интересным и очень волнительным событием.
Каково это – выступать в городах, где есть опасение «‎‎а придут ли?»‎‎, «‎‎а будут ли слушать»‎‎? Полина Осетинская говорит, что это очень сложно.
«‎‎В городах, в которых ты не был особенно давно, всегда чувствуется настороженность слушателей. И есть опасения в силу не музыкальных причин – политических, человеческих, остаться неуслышанным. Но, на мой взгляд, музыка утешает в любых ситуациях», – говорит пианистка.

«Мне хотелось бы, чтобы музыка объединяла как можно больше людей, с которыми мы по какому-то принципу можем быть разъединены»‎‎.

Фото Олега Зернова
Старина и современность, барокко и минимализм

Программа, которую исполнит Полина Осетинская в Даугавпилсе, основана на композициях эпохи барокко, важного периода европейской культуры в 17–18-м веках. Тем не менее, эти композиции использовали известные кинематографисты в своих фильмах.
«‎‎Во времена барокко кинематографа не было, а музыка была, – шутит пианистка. – Но мне всегда было интересно интеллектуальное кино. А режиссёры этого кино используют очень много музыки эпохи барокко. Я её очень люблю исполнять и мне хочется, чтобы больше людей услышали именно эту программу»‎‎.
Нередко между музыкой эпохи барокко и джазом проводят параллели – настолько они близки друг другу своим импровизационным характером.
И барокко, и джаз славятся большим количеством композиций для небольших ансамблей, а в 50-е годы прошлого века в рамках стиля кул-джаз ряд музыкантов даже создали новое направление – микс джаза и барокко.
А по словам Полины Осетинской, в музыке эпохи барокко чувствуется дух современности, хотя и написана она несколько сотен лет назад.

«‎‎Эта музыка абсолютно отвечает нашему времени, так же, как и музыка минимализма. Я бы ставила между ними такой знак равенства»,

— говорит она, отмечая, что музыка эпохи барокко ей очень помогает.

Не отрекаясь от русских композиторов

В некоторых странах творческие коллективы отказываются исполнять музыку русских композиторов, а концертные залы её принимать. Повлияла ли эта тенденция на выбор программы Полины Осетинской? Пианистка отвечает отрицательно.
«‎‎И Рахманинов, и Чайковский, и Прокофьев, и Шостакович – это люди, которые своей жизнью доказали, что можно быть человеком во все времена, всегда совершать правильный выбор, нести за него ответственность и страдать», — говорит она, отмечая, что всех этих композиторов отличает «травмирующий опыт отношений с властью, государством и с политическим строем».
Фото Александры Муравьевой
«В отличие от Шостаковича, Рахманинов и Прокофьев приняли на себя также груз эмиграции. Рахманинов из неё не вернулся. Прокофьев же вернулся в Союз, и это стало одним из неудачных решений в его жизни. Шостакович пережил гонения, запреты, буквально жил в ожидании ареста. Композиторы, большие художники, которые родились в России, подвергались тяжёлым испытаниям»‎‎.

Пожелание слушателям

Концерт в Даугавпилсе станет для Полины Осетинской встречей с новыми слушателями. Она желает каждому открыть душу музыке:
«‎‎Желаю слушателям отключить анализ и контроль и погрузиться в музыку. Ведь именно с этими целями я играю концерты – не с целью что-то вам продемонстрировать, а позволить взглянуть вглубь себя»‎‎.

Виктория Гаике, «Chayka».

Все материалы раздела «Пресса» →