«Вы, Федор Иванович, чего доброго, и живописью занимаетесь?» — спросил как-то Левитан Шаляпина, на что последний ответил, что только на собственной шкуре, намекая на свою способность гримироваться — эти строки из мемуаров прочтет в предстоящие выходные актриса Ксения Раппопорт со сцены Левитановского зала в Плесе, окна которого выходят прямо на набережную Волги.
Некогда Левитан и Шаляпин прославили Плес, и то время запомнилось как «золотой век». Об этом напоминает президент Левитановского фестиваля Алексей Шевцов, веря, что искусство художественного руководителя фестиваля Алексея Гориболя и его коллег способно вернуть те времена, когда ценилось провинциальное art de vivre, «искусство жить».
В дни фестиваля так оно и происходит. Если вокруг урезают бюджеты и сокращают программы, то Левитановский фестиваль в Плесе, напротив, расширил временные и географические рамки. Он проходит теперь в два уикенда (второй из них — впереди), а заключительный концерт и вовсе пройдет на гастролях в Иванове, где Алексей Гориболь, его блестящий партнер — виолончелист Рустам Комачков и восходящая звезда вокала — солистка Метрополитен-оперы Олеся Петрова дадут программу «Время Чайковского», где сыграют не только музыку названного гения, но и его современников — Аренского, Глазунова, Рахманинова.
В прошедший уикенд в Плесе восстанавливали историческую справедливость: пианист Андрей Гугнин, в ком многие видели финалиста, а может быть, и победителя Конкурса Чайковского, сыграл программу второго тура, в который его не пропустило жюри. Наряду с ним свое искусство демонстрировали лауреаты Конкурса Чайковского разных лет — виолончелист Денис Шаповалов (1-я премия, 1998), меццо-сопрано Олеся Петрова (2-я премия, 2007), скрипач Никита Борисоглебский (2-я премия, 2007), скрипач Гайк Казазян (3-я премия, 2015). Итальянская прима «Мастерской Петра Фоменко» Моника Санторо спела зонги Курта Вайля, а также песни из репертуара Эдит Пиаф и Марлен Дитрих.
Особым событием стал авторский вечер Леонида Десятникова. Шестидесятилетие композитора уже начали отмечать на Дягилевском фестивале в Перми, торжества продлятся в Филармониях обеих столиц, целый авторский фестиваль запланирован в Большом театре. Десятников морщится, когда его называют «живым классиком», но как скажешь иначе, если многие его опусы, написанные 10, 20 и 30 лет назад, не сходят со сцены, а наоборот, пополняют репертуар все новых исполнителей.
Десятникова в Плесе полюбили не сегодня: пять лет назад 55-летие мэтра отмечалось концертом в Дачном театре (именно там и выступал в золотые времена Шаляпин) под названием «Секонд-хенд», на котором звучали исключительно сделанные Десятниковым обработки, перелицовки и рекомпозиции музыки других композиторов. За прошедшее пятилетие был выстроен и запущен Левитан-холл, и теперь Десятникова играли уже в нем. Без рекомпозиций снова не обошлось, но звучали и всецело авторские шедевры, такие как «Любовь и жизнь поэта» на стихи Хармса и Олейникова, которые выучила (или продолжает учить) солистка Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталия Петрожицкая, Вальс и Титры из музыки к фильму «Подмосковные вечера» — пианистка Полина Осетинская превратила их в прощальную музыку, проникнутую тяжелой грустью, — или «Три истории Шакала» на французском языке, в ходе исполнения которых Моника Санторо не забыла посмешить зрителей куриным квохтаньем.
«Прости мне, мой гениальный Чехов, мое молчание, — писал Левитан одному известному писателю. — Может быть, соберешься к нам на несколько дней? Было бы крайне радостно видеть твою крокодилью физиономию у нас. Рыбная ловля превосходная: окуни, щуки и всякая тварь водная!» Сегодня рыба присутствует в Плесе также в готовом и, более того, копченом виде, а приведенный фрагмент из письма в предстоящий уикенд огласит со сцены Левитан-холла актер Данила Козловский, который выступит партнером Ксении Раппопорт и Алексея Гориболя в составленной последним музыкально-литературной программе. Концерты с участием популярных артистов уравновешивают программу фестиваля, если она склоняется к элитарности, то же происходит и с репертуаром: так, Олеся Петрова и Алексей Гориболь намерены исполнить песни юбиляров Вениамина Баснера (90-лет со дня рождения) и Михаила Матусовского (100-лет со дня рождения). А вот вульгарной эстрадной музыки в Плесе почти нет: наслаждаться его красотами, не изменившимися со времен Левитана, можно на фоне мерного плеска волжской волны.