Теодор Курентзис, говоря о программе предстоящего Дягилевского фестиваля, обозначает две цели: с одной стороны, провести в Перми форум, события которого были бы интересны любому жителю Парижа, Берлина или Лондона, с другой — присягнуть на верность духу Дягилева, «который всегда вел поиски новых форм, новых идей и смыслов в искусстве». Впрочем, справедливости ради нельзя не отметить, что открывается фестиваль балетом «Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета Макмиллана, который сам Дягилев не включил бы в свой репертуар никогда — настолько он противоречит его эстетике и практике. Роскошный, многоактный, многолюдный, с богатейшими костюмами и сложно построенными декорациями — такой спектакль разорил бы Сергея Павловича еще быстрее, чем «Спящая красавица», которая едва не довела его до банкротства. К тому же балетов литературно-повествовательных, общепонятных и в лучшем смысле традиционных Дягилев, чьим главным требованием к сотрудникам было сакраментальное «Удиви меня!», на дух не переносил. Английских «Ромео и Джульетту» с основателем «Русских сезонов» связывает лишь имя Сергея Прокофьева, одного из главных «дягилевцев». И хотя «Ромео и Джульетту» композитор написал незадолго до войны, уже в СССР, а хореограф Кеннет Макмиллан, возведенный в рыцарское достоинство за заслуги перед культурой Великобритании, сочинил свою версию почти полвека назад, в России она не ставилась никогда — пермяки станут зрителями российской премьеры.
Грандиозный балет в трех актах и 13 картинах переносят из Англии в полном соответствии с требованиями Фонда Макмиллана два балетмейстера-репетитора — Гари Харрис и Карл Бернетт. На пермской премьере веронских любовников станцуют Наталья Домрачева и Руслан Савденов (на лондонской, 1965 года, ими были Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев). Роскошь Вероны эпохи Возрождения будет почти аутентичной: декорации и костюмы (250 штук) театр делает в Италии. Словом, это классическое театральное пиршество для самых широких фестивальных масс.
Действуя на манер своих западных собратьев, Дягилевский фестиваль проходит теперь с участием artists in residence, приглашенных артистов, которые выступают кураторами разных фестивальных направлений. В этом году артистами-резидентами стали режиссер Ромео Кастеллуччи, записной возмутитель спокойствия, и Антон Батагов, пианист и композитор, одна из самых интересных и своеобычных в интеллектуальном плане фигур отечественной музыкальной сцены. Кастеллуччи представляет на фестивале свой спектакль «Ресторан „Времена года“» (30 мая), посвященный Марку Ротко и его конфликтам с меценатствующими нью-йоркскими богатеями. Кроме того, в театральной программе фестиваля — видеоверсия легендарного спектакля Анатолия Васильева «Серсо» (1 июня), а также творческая встреча с самим режиссером (2 июня). А танцевальную линию, обозначенную «Ромео и Джульеттой», подхватят два репертуарных балетных спектакля Пермской оперы («Свадебка» Иржи Килиана и «The Second Detail» Уильяма Форсайта, 29 мая) и «Lo Real», созданный испанцем Израэлем Гальваном страстный перформанс в тонах фламенко.
Антон Батагов проведет 26 мая сольный концерт, озаглавленный «Битва на пляже» (намек на оперу Филипа Гласса «Эйнштейн на пляже»), где история музыкального минимализма будет прослежена вглубь — от современных композиторов до английских верджиналистов начала XVII века. Он же исполнит мировую премьеру своего сочинения «Избранные письма Сергея Рахманинова» (28 мая), причем в том же концерте прозвучит еще и «Correspondence», совместное произведение-диалог Владимира Мартынова и Георга Пелециса, которое исполнят сам Владимир Мартынов и Полина Осетинская. Вообще, интригующих фортепианных событий много — ну как, например, упустить возможность послушать выступление Алексея Любимова с курентзисовским ансамблем MusicAeterna (31 мая) или подготовленную Алексеем Гориболем программу к юбилею Бенджамина Бриттена (1 июня)? — но ими содержание музыкальной программы не ограничивается. Среди самых почетных гостей — Hilliard Ensemble (30 мая), знаменитый британский вокальный квартет, с равным энтузиазмом поющий и старинную музыку, и современных композиторов, прежде известный отечественной публике в основном по своим визитам на московские «Декабрьские вечера». Самым неожиданным участником смотрится группа «Аукцыон», которая даст на фестивале акустический концерт 27 мая, хотя, если вспомнить о совместных экспериментах группы со столичными адептами современной академической музыки, неожиданность не такая уж и очевидная. Завершит же фестиваль отмечающая свое столетие «Весна священная» Стравинского в исполнении сборного фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса.
Ко всем этим музыкальным, театральным и выставочным событиям фестиваль прибавляет еще и чинные общественные заботы. По традиции во время фестиваля пройдет научный симпозиум «Дягилевские чтения», где, помимо докладов, обещана презентация новых книг, посвященных Дягилеву, а само открытие (26 мая) будет сопровождаться концертным исполнением комической оперы Доменико Чимарозы «Женские хитрости» — видимо, для вполне справедливого напоминания о страсти молодого Дягилева к XVIII веку. В тот же день, 26 мая, состоится очередное вручение премии Дягилева, награды, которая адресована театральным продюсерам и менеджерам, ответственным за самые радикальные новации прошедшего года. Когда-то бывшая мероприятием внутрироссийского значения, премия теперь смотрит куда шире и явно борется за серьезное международное реноме: среди семи номинантов этого года Россию представляет только один (Михайловский театр с «Евгением Онегиным» в постановке Андрея Могучего), а в жюри премии, среди прочего, числятся Марина Абрамович, Ханс-Ульрих Обрист и правнучка Рихарда Вагнера — Нике Вагнер.
diaghilevfest.perm.ru
Автор Сергей Ходнев, источник Коммерсант.
Все материалы раздела «Пресса» →