И многие считают, что в этой третьей Сонате признаки некоей ненормальности уже присутствуют.
И это было очевидно в исполнение дуэта Максима и Полины… Нет, все ноты были на месте, и никаких звуковых искажений и нарушений. Но злой дух явно носился над огромным залом.
А после антракта мы перешли в 20-й век… Второе отделение был целиком отдано Сергею Прокофьеву..
Первое произведение написано еще «западным» Прокофьевым, он тогда жил в Париже и разъезжал по всему миру. Называется это «5 мелодий для скрипки» (опять же, в оригинале, для голоса), и опять же, симметрично с «Романсами» Клары Шуман – это простые пьесы… И по форме и по содержанию… В них нет никакого новаторства, это просто красивая музыка, но с прокофьевскими, сразу же узнаваемыми, мелодическими и гармоническими поворотами… Здесь очень точно и выразительно играл рояль, Полина не выпячивала себя, но четко играла свою партнерскую линию.
Что касается 2-й сонаты Прокофьева… ммм… мне она не нравится. В ней явные черты социалистического реализма, музыки для масс – и Прокофьев очень хотел понравиться начальству…
И поэтому написал такую радостную Сонату для флейты, а потом по просьбе Давида Ойестраха, а я думаю начальства) переделал ее в Сонату для Скрипки номер 2.
Конечно, Прокофьевский гений пока не исчез, или исчез частично, но видно, здесь, в этой музыке получается такой оптимизм, такие солнечные лучи, что в этом есть что-то противоестественное и неприятное.
Хотя сыграно это было задушевно, скрипка Максима звучала тепло и широко, дуэт с роялем был безукоризненный…
Не буду вдаваться в подробности жизни Прокофьева в те годы: мне эти подробности всегда не нравились.
Ну а дальше началось то, чем сердце успокоится: Вокализ Рахманинова, Марш Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам», и на закуску фрагмент из Рахманиновских «Вариаций на тему Паганини», та самая божественная мелодия в ре-бемоль мажоре, которая не имеет никакого отношения к Паганини, зато чистый и могучий Рахманинов. Кстати, аранжировку эту сделал сам Максим Венгеров… Я лично впервые услышал такую версию этой музыки…
Общее впечатление от концерта – радость. Переполненный зал, горящие глаза публики, бурные овации и цветы…
Два артиста, два музыканта… Плюс рояль и скрипка. И больше ничего. Никаких ни световых, ни звуковых эффектов… никаких микрофонов и видеопроекций, никакого искусственного интеллекта, все свое…
Можно было легко закрыть глаза, и представить себе, что за роялем сидит сам Сергей Рахманинов, а на скрипке играет … ну, скажем, Яша Хейфец. Те же стены, тот же интерьер… и та же музыка… А ведь прошло 100 лет.
Значит это кому-то нужно?
И еще через сто лет наши внуки и правнуки так же придут в этот великий зал?… И все будет то же, и музыка так же прекрасна…
Очень хочется на это надеяться…
Александр Журбин для Snob.ruВсе материалы раздела «Пресса» →