Нет ли у вас планов вернуться к литературной деятельности? — Для литературной деятельности нужна возможность свободно говорить и быть услышанным. Сейчас мы живём в таком историческом отрезке, когда описывать сиюминутное будет исключительно контекстом звучания времени. А время всегда требует некой паузы, после которой можно будет что-то оценить, переосмыслить и сложить пазл воедино. Мне хочется написать продолжение своей книги, но я понимаю, что теперь для того, чтобы её написать, мне, во-первых, нужно избавиться от состояния «внутренней немоты», в котором я нахожусь с 2022 года, а, во-вторых, дождаться какого-то следующего витка своей жизни, который закольцует предыдущий. И, как говорили ещё тогда, когда я писала «Прощай, грусть», ещё многие живы... Поэтому надо подождать, когда слово вернётся вместе с возможностью писать свободно, не задумываясь о том, кто будет это читать и кто будет тебя осуждать или проклинать.
Как большой поклонник Полины Осетинской и «тёплого лампового звука» не могу не задать вопрос: можно ли надеяться, что вы порадуете своих слушателей выпуском музыки на виниле, который переживает вторую молодость?— Ну вы же понимаете, что это весьма дорогостоящее мероприятие, скорее для коллекционеров. Если я захочу записать какой-то новый альбом для слушателей, то с пониманием, что всё рано или поздно уйдёт в онлайн-формат. Вся музыка нынче ориентирована на скачивание с телефона. И хорошо, если слушать будут не в телефоне, а с колонок хотя бы. Я сама иногда в машине ставлю свою музыку — и понимаю, что это вообще не передаёт тех звуков, которые имелись в виду. Поэтому выпуск винила возможен только при условии серьёзных вложений со стороны каких-то больших компаний. Я бы, например, не хотела быть привязана к современному рынку классической музыки, который диктует свои жёсткие условия. То есть если ты записываешь альбом, то по умолчанию предполагается, что он выпускается к какому-то турне. А я бы хотела просто записать для души несколько вещей, и совсем не обязательно отправляться с ними в тур! Но, к сожалению, так не получается. Выход один — писать «в стол». Знаете, была бы у меня своя звукозаписывающая компания, я бы только этим и занималась.
Когда мне было 17 лет, мне посчастливилось взять большое интервью у Владимира Спивакова. Он тогда либо процитировал кого-то из великих, либо сформулировал собственную максиму: «Человек рождается талантливым, но развить талант он может в том случае, когда ему противостоит среда и помогают люди». Спиваков говорил, что весь этот комплекс условий сложился в его жизни. Можете вы отнести это высказывание и на свой счёт?— Да. Надо сказать, что среда всегда мне противостояла, но при этом много было людей, которые мне помогали. Действительно, таланту необходимы преграды, он же пробивается, как росток. А если всё просто и гладко — возможно, талант не получает необходимых препятствий, в которых он, собственно говоря, и проявляется. Вот только среди талантливых людей так много неудачливых, которым никто не помогал, которым слишком сильно противостояла среда и в конечном итоге их сломала. Я думаю, что эта формула работает до определённого момента, а после уже история делает талант. Тут возникает большая тема для обсуждений: «гений и злодейство», «талант и договор с дьяволом»... Раневская же говорила, что талант — он как прыщ, и может выскочить, на ком хочет. Никто не гарантирует, к сожалению, что это будет человек, по Чехову, прекрасный во всех отношениях. Может выскочить и на подлеце, и на мерзавце, и на идиоте. И кто тогда будет ему противостоять, и кто помогать? Так что здесь, я думаю, уже вопрос личной ответственности человека, который талантом наделён.
Алексей Гостев для
Orda.kzAll materials of the “Press” section →